Шанс Вашего изобретения в США

Пожалеешь копейку – потеряешь рубль

Года четыре назад, а может, пять с нашей компанией связалось некое российское предприятие, выпускавшее алкогольную продукцию. У них был продукт, который они хотели бы поставлять в США. Был и потенциальный партнер - американский импортер. С лицензией, позволявшей импортировать алкогольные напитки.

Изучив товар, который предполагалось поставлять на здешний рынок, было решено, что в Штатах у него хороший маркетинговый потенциал. Продукт уже завоевал несколько наград на российских выставках, т.е. качество, видимо, было высокое. А для работы за границей российский изготовитель подготовил красочный ярлык на английском языке. И так уж совпало, что перевод достаточно звучного и оригинального русского названия на английский, что называется, «попал в яблочко». При правильной раскрутке товар мог стать настоящим «хитом» в своей категории. Т.е. сегодня в Америке количество брендов, которые ассоциируются с Россией и, что называется, «на слуху», можно пересчитать по пальцам одной руки. Вспоминаются только оружие («Калашников», «АК») и водка («Столичная» и «Смирнофф»). Так вот, бренд, предложенный к поставке в Штаты, имел, по-нашему мнению, такой же потенциал...

Как и полагается, мы тут же предложили россиянам зарегистрировать товарный знак на их имя в двух вариантах в американском федеральном агентстве по патентам и товарным знакам. Речь шла о небольших деньгах, но россияне как-то смутились... Но ведь сэкономив сейчас пару тысяч долларов они рискуют в будущем потерять гораздо больше. В конце концов, выяснилось, что «регистрацией обещал заняться американский партнер».

Поскольку люди пришли не с улицы, а были рекомендованы, мы решили проверить то, что нам рассказали. Позвонили «партнеру», представились, поговорили. Да, отвечает партнер, буду заниматься регистрацией. Да, на имя российских партнеров. Не волнуйтесь. Формально никто нас не нанимал, никакую работу делать не поручал, ни одного цента не заплатил. Поэтому мы переключились на другие дела.

А месяца через три, наверное, занимаясь регистрацией товарного знака для других клиентов, решили все-таки проверить, правду ли нам сказали. Сделали запрос и выяснил, что заявка на регистрацию такого товарного знака действительно подана. Но... на имя американского импортера! Мы немедленно позвонили в Россию.

Стали втолковывать: поймите, это все равно, что компания «Кока-кола» вдруг позволила бы зарубежным импортерам завладеть своей маркой! Это глупо, смешно, нелепо. Это ваша интеллектуальная собственность, которую потребитель должен ассоциировать с вашим именем и с вашим же товаром. Вы ее для этого придумали, и придумали удачно, вкладывали деньги в ее рекламу, чтобы потом уже она работала на вас... Потенциально она очень дорого стоит - зачем же вы ее какому-то дяде дарите? Пока знак еще не зарегистрирован, можно довольно легко доказать, что вы его истинные хозяева. А он просто самозванец, узурпировавший плод вашего труда...

Все было напрасно. «Наш партнер взял все расходы на себя. Мы ему верим. Мы верим, что он все делает, как лучше».

Стену лбом, как говорится, не прошибешь.

Но на этом история не кончилась. Где-то прошлой осенью мы неожиданно получили звонок из России. «Давайте регистрировать марку на наше имя, как вы и предлагали, - сказал коммерческий директор. - Будем аннулировать договор с ним. За эти годы он у нас не купил ни одной бутылки».

- Как это не купил? - удивились мы. - Вы же говорили, что он - ваш партнер? А что ваш договор говорит по этому поводу? В нем предусмотрены какие-то минимальные объемы закупок?

- Ну, договор-то у нас на словах, - смутился директор.

То есть «аннулировать» они решили несуществующий договор.

Мы сделали соответствующий запрос и выяснили, что знак давно зарегистрирован, а товар с этим знаком продается в нескольких штатах. И продается не так, чтобы уж очень хорошо. Видно, самозванец разливает в бутылки какое-то второсортное пойло и пока еще продает за счет удачно придуманного не им бренда.

Теперь - после регистрации знака - отобрать его можно было только через иск в федеральном суде. А это стоило бы, как минимум на порядок больше, чем если бы мы занялись этим до окончания процесса регистрации. И раз в 25-30 дороже, чем было бы зарегистрировать его на свое имя изначально... И никаких гарантий. A наши шансы - после трех лет успешной работы на американском рынке нынешнего обладателя бренда - были весьма слабые.

Что мы и объяснили россиянам. После чего нас больше не беспокоили.

Вот так из-за нежелания потратить сравнительно небольшую сумму у людей из-под носа увели, возможно, миллионные прибыли...