Шанс Вашего изобретения в США

Защита интеллектуальной собственности в США

Ни в одном государстве не придается такое громадное значение охране интеллектуальной собственности, как в США. Это и понятно: достижения, которые позволили Америке стать лидером мировой экономики, были бы невозможны, не поощряй наш закон – а вместе с ним и все общество – творческую деятельность. Уже отцы-основатели США предусмотрели в Конституции необходимость защищать интересы авторов изобретений, деятелей науки и искусства (Глава 1, Статья 8). А первым главой Патентного ведомства был не кто иной как сам будущий третий Президент США – Томас Джефферсон. На этой базе в Америке и была создана всеобъемлющая система защиты интеллектуальной собственности, включающая в себя патентное право, авторское право, защиту товарных знаков и норм добросовестной конкуренции и т.д.

Но вернемся в день сегодняшний. Тот, кто полагает, что реалии конца восемнадцатого века давно быльем поросли, а в наши дни эта область права утрачивает свое значение, серьезно ошибается. Сегодня самые большие суммы мир платит США не за поставки оружия или товаров, как говорится, народного потребления. Самый большой доход от американского экспорта приходится на продажу за границу как раз интеллектуальной собственности: от продуктов высоких технологий и разнообразных «ноу-хау», до авторских прав и товаров, ими защищенных, а также лицензий на производство товаров и оказание услуг под популярными во всем мире товарными знаками. Отсюда и активность любой американской администрации, вне зависимости от ее партийной принадлежности, в вопросах защиты американской интеллектуальной собственности за рубежом, отсюда ее жесткая позиция по отношению к «пиратам» и странам, где пиратство процветает – Китаю, Болгарии, Польше, России, Украине и т.д.

В стране с самой лучшей в мире фундаментальной наукой давно и хорошо налажена связь научно-исследовательских центров с производством и рынком. И государство, и венчурные капиталисты много и охотно инвестируют в новые – порой весьма рискованные – технологические проекты. Поэтому ученые и изобретатели в США имеют такие возможности для творчества, каких нет больше нигде. Конечно, для частного инвестора капиталовложения подобного рода рискованны: изобретателям далеко не все удается, многие проекты «прогорают». Зато финансовая отдача от тех проектов, которые все-таки оказываются успешными, перекрывает затраты в сотни раз. Соответственно, недостатка в желающих вложить средства в новые перспективные технологии в США нет.

В 2008-м году нашей юридической группе посчастливилось работать над некоторыми аспектами одного из таких проектов. Два «молодых специалиста» только что окончили одно из самых лучших и престижных высших технических учебных заведений мира – MIT (Массачусетский Технологический Институт). Один из друзей был внуком греческих иммигрантов, другой – вообще американцем лишь в первом поколении: его в 11 лет привезли в США из Израиля родители. И эти двое, едва покинув студенческие аудитории, создали компанию для разработки и внедрения в производство собственных идей в области компьютерного бизнеса. Вернее, целого собственного направления. Они нашли венчурный капитал и после 10 лет упорного труда создали продукт, покоривший весь мир. Еще через год их компания вместе с «портфелем» патентов и другой интеллектуальной собственности была куплена за 175 миллионов долларов. А сами изобретатели в 2008-м году попали в список 100 самых влиятельных людей планеты. На тот момент друзьям на двоих не было и 75 лет. Ну в какой еще стране такое возможно?!

Впрочем, мы готовы представлять интересы изобретателей не только в области высоких технологий. Даже самая простая идея товара широкого потребления, если она действительно нова и оригинальна, может быть продана компании, производящей подобные товары, и принести автору немалые прибыли. Мы успешно представляли клиентов в лицензионных сделках такого рода – от игрушек до спортивных товаров – и помогли им заработать на своих идеях многие тысячи долларов.

В 1933 г. в разгар всемирной экономической депрессии Чарльз Дарроу (Charles Darrow), безработный слесарь из Пенсильвании, от нечего делать придумал игру о том, как скупать недвижимость в соседнем Атлантик-сити. Он назвал игру «Монополия», продал лицензию на ее производство и маркетинг компании Parker Brothers – и больше никогда в своей жизни не работал. Его наследники получают очень приличные авторские отчисления – «роялтиз» - до сих пор. Может, и Ваша идея не хуже?