Шанс Вашего изобретения в США

Иногда приходится разговаривать с людьми из СНГ, достаточно далекими от науки.  И практически всегда убеждаюсь, что эти люди практически не представляют себе вклада США в научно-технический прогресс.  Впрочем, наверное, ничего удивительного здесь нет: во всем мире СМИ гораздо больше внимания уделяют достижениям прикладной науки, чем науки фундаментальной.  Это и естественно: даже выдающиеся достижения фундаментальной науки надо объяснять, без "разжевывания" они понятны лишь сотне - другой людей на ланете.  А "подвиги" науки прикладной понятны и без объяснений, поскольку их можно взять в руки, пощупать, попробовать на вкус и запах.  Они воплощены в исключительно полезные приборы и удивительно привлекательные товары. 
Вот и получается, что лидером в НТР в глазах всего мира считается Япония.  И отчасти это справедливо, поскольку именно японцы преуспели в приспосабливании открытий фундаментальной науки к нуждам прикладных технологий.  Но вот беда: этих самых открытий сами японцы практически не делают.  Их делают ученые США.  А вот из американских научно-исследовательских центров открытия, которые не могут запатентованы, поскольку являются явлениями природы, попадают на "доводку" в лаборатории всевозможных фирм и компаний.  И вот тут-то "Тойота" обычно оказывается проворнее "Форда", а "Панасоник" - хитрее "Филипса".  И именно это замечают люди и СМИ.

Несколько дней назад я получил очередное подтверждение вышеизложенным тезисам.  В популярном Интернет-издании Газета.ру достаточно долго висела "шапка" "История создания лазерных дисков".  Пойдя по ссылке, я обнаружил статью, которая начиналась так: "Мало кто знает, что популярный сегодня оптический диск, с которого мы так любим смотреть фильмы, слушать музыку, устанавливать программное обеспечение и играть в видеоигры, появился аж в 1958 году. Именно он дал первоначальный толчок развитию целой династии оптических носителей информации - CD, DVD и Blu-ray."

А дальше по существу предмета в статье говорилось вот что: "Первый компакт диск стал детищем совместных усилий компаний Philips и Sony. Последняя внедрила собственный метод кодировки сигнала РСМ, используемый когда-то на профессиональных магнитофонах. В свою очередь, роль Philips в этом деле заключалась в разработке общего процесса производства дисков, основываясь на лазерных технологиях. Результат был достигнут в 1979 году, когда обе компании уже хотели свернуть этот проект. Коммерческое использование CD получил в 1982 году, когда в Германии запустили массовое производство дисков."
"Таким образом, читатель подводится к мысли, что "изобретателями" лазерных дисков были японская и голландская компании.  Но позвольте, а кто же создал тот первый диск в далеком 1958-м?  Кроме того, ведь с 1958 по 1979 прошел 21 год!  Что-то, наверное, происходило в технологии за это время?  Неужели же тут каким-то образом обошлось без американских ученых и инженеров?
Ну конечно нет.  Конечно, именно в США появился тот самый первый оптический диск.  Его создатель - американский инженер и предприниматель Дэвид Пол Грегг - запатентовал технологию записи информации на оптический диск, который он назвал "Видеодиск", в 1961 году.  Через семь лет его фирму купила американская корпорация МСА.  Примерно в то же время "Филипс" начал разработку устройства для чтения и воспроизведения дисков - плеера.  С начала 70-х МСА и "Филипс" объединили свои усилия и уже в 1972-м продемострировали широкой публике первый промышленный "Лазердиск".  А в 1978-м детище этой американо-голландской кооперации поступило в продажу в США.  Но предприятие так и не стало успешным в коммерческом плане.

И вот тут-то на сцене появились японцы.  Они заменили в тандеме МСА, предложив несколько иной метод кодировки сигнала.  Именно с этого момента российское издание правильно излагает историю создания лазерного диска.

Но где были бы японцы, если б не Дэвид П. Грегг?"